Login form

Search

Calendar

«  June 2012  »
SuMoTuWeThFrSa
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Entries archive

Our poll

Rate my site
Total of answers: 2

Site friends

  • Create a free website
  • Online Desktop
  • Free Online Games
  • Video Tutorials
  • All HTML Tags
  • Browser Kits
  • Statistics


    Total online: 1
    Guests: 1
    Users: 0
    Friday, 15.12.2017, 20:38
    Welcome Guest
    Main | Registration | Login | RSS

    My site

    Blog

    Main » 2012 » June » 18 » Тезисы на конференцию
    23:47
    Тезисы на конференцию

    Особенности обучения английскому языку

    одаренных детей

    Хорошилова В.Н.

    МБОУ биотехнологический лицей-интернат №21 р.п. Кольцово, НСО

     

    Смена статуса образовательного учреждения ведет к значительным изменениям во всех сферах его деятельности. В подобной ситуации, важно преобразуя, сохранить все лучшее созданное ранее. И для гимназии №21 Кольцово, и теперь для лицея №21 одним из основных приоритетов является создание образовательной среды, способствующей успешному образованию одаренных детей.

     

    На примере обучения английскому языку рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться преподавателям иностранных языков при обучении одаренных детей в условиях лицея. Перечислю некоторые из них: отсутствие спецкурсов на английском языке в классах естественнонаучной направленности, отсутствие факультативов, связанных с лингвистикой, страноведением, кросс-культурной тематикой, сокращение часов на изучение английского языка, и все это, при полном понимании необходимости обучения английскому языку на углубленном и специализированном уровне.

    Европейские тенденции в образовании имеют направленность на гуманизацию образовательных программ независимо от их ориентации: естественнонаучная, практическая, техническая. Показателен пример образовательных программ Финляндии. «О достижениях финских школьников много говорят на протяжении последних пяти лет. Учебные стандарты в Финляндии – это не что иное, как содержание примерной программы по курсам. Обязательное образование организуется в соответствии с государственным стандартом учебного плана. Перечень предметов в учебном плане определяется законом об общеобразовательной школе. Распределение предметов по годам обучения утверждается правительством. Государственный школьный учебный план составляется национальным комитетом по образованию. Он определяет цели, задачи, содержание различных предметов, критерии оценивания знаний учащихся. Несмотря на то, что программы и учебные планы унифицированы, у школ имеется достаточно свободы в их корректировке и дополнении. Школьная педагогика в Финляндии нацелена на стимулирование самостоятельной деятельности учеников и строится на представлении об общественно активном человеке. В основной школе математика преподается на двух уровнях сложности в седьмом классе и на трех в восьмом-девятом классах. Среди факультативных дисциплин в школах обычно предлагаются: технические предметы, домашняя экономика, коммерческое дело, сельское хозяйство, лесное хозяйство, третий иностранный язык [1]. Очевидно присутствие государственных интересов, учет специфики экономики страны. Ответ на вопрос: «Школа готовит к жизни или к поступлению в университет?», тоже очевиден. Подробнее со статьей можно познакомиться по ссылке: http://www.ng.ru/education/2012-05-22/8_education.html. Основная программа учитывает индивидуальные склонности и возможности учащегося. Пример – двухуровневое, а затем трехуровневое преподавание математики. Факультативные дисциплины дают знания и жизненно-важный практический опыт (домашняя экономика, коммерческое дело).  Возможно, такой подход в обучении позволяет избегать ситуаций, когда одаренные учащиеся, успешные по академическим показателям оказываются неуспешными в карьере и в жизни.

    Понятия «одаренность» и «успешность» тесно связаны. Именно успешность ребенка в той или иной сфере, позволяет первоначально определить его склонности, одаренность. Склонности без мотивационно-волевой составляющей не преобразуются в увлеченность и, в конечном счете, одаренность, как потенциал успешности человека, не реализуется. В формировании эмоционально-волевой составляющей способностей детей и подростков значительна роль среды, как МТБ, так и социального окружения. Роль социума, по нашему мнению, наиболее значима. Это - установки и запросы родителей, компетентность и увлеченность преподавателей, интеллектуальные возможности и ценности сверстников. Многолетний опыт работы в школе показывает, что дети, одаренные в области точных и естественных наук, чаще всего являются успешными и в изучении иностранных языков и могли бы достичь высокого уровня владения, по крайней мере, одним из них уже в условиях школьного обучения. Но предлагаемая учащимся языковая образовательная среда лимитирована, ограничена тремя часами урочного обучения, что не позволяет формировать языковую компетентность школьника на необходимом ему уже в ближайшем будущем уровне.

    Как решить эту проблему? Как расширить языковую образовательную среду, не ущемляя основные образовательные приоритеты, а дополняя их? На эти вопросы есть два ответа. Ответ первый – сетевое взаимодействие во внеурочной деятельности. Ответ второй – как дополнение к основной программе по языку, специализация изучаемого языка (естественнонаучная, математическая).

    Сетевое взаимодействие, безусловно, способствует созданию более эффективной образовательной среды и организации деятельности, учитывающей индивидуальные образовательные траектории учащихся. В течение ряда лет мы осуществляем сотрудничество с Центром детского творчества «Созвездие», ряд учащихся являются членами научного общества «Спектр», действующего при  Центре. Роль Центра значительна в поддержке образовательного процесса школ р.п. Кольцова, НСО по стандартам второго поколения, а также, поддержке лицейских естественнонаучных исследовательских программ в течение учебного года и летнего периода.

    Пример результата такого взаимодействия: английский язык – 2010 – 2011гг. – спецкурс «Творчество Ч.Диккенса» для 10 Л класса и исследовательская программа по произведению «Тайна Эдвина Друда» - участие в муниципальной НПКШ – диплом 1 степени и рекомендация к представлению работы на конференции более высокого уровня, медаль за лучший доклад на секции.

    2011 – 2012гг. – введение в исследовательскую деятельность для учащихся 7а, 7б классов -  исследование «Деньги отдельных стран мира», включающее исторический, художественный, языковой аспекты (цитаты, высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о деньгах, денежный сленг подростков) – выступление на муниципальной НПКШ – диплом 1 степени и рекомендация к представлению работы на конференции более высокого уровня.

    Несколько слов о возможностях международного образовательного, исследовательского проекта iEARN [2]. Что такое iEARN?

    iEARN (International Education and Resource Network) is a global non-profit network that empowers teachers and students to undertake projects designed to make a meaningful contribution to the health and welfare of the planet and its people. Started in 1988, iEARN is currently active in over 130 countries, with 2,000,000 students participating as part of their education.  iEARN-International: www.iearn.org

     Включение учащихся в реальные ситуации языкового общения и работа с  информацией на английском языке в рамках международной проектной деятельности (Computer Chronicles, Learning Circles, iEARN), позволяет говорить о возможности изучения английского языка как средства коммуникации, познания и как международного языка науки в условиях лицея.

    Преподавание специального английского языка, используемого в той или иной области знаний (естественнонаучной, медицинской, экономической, бизнесе) всегда являлось сферой деятельности вуза и пост-вузовского образования. В рассылке за апрель-май 2012 года читаю информацию о школе молекулярной и теоретической биологии для учащихся, окончивших 9, 10, 11 классы [3]:

    "Предполагается использование английского языка. как второго рабочего языка школы (полностью англоязычные проекты и лаборатории, лекции, курсы и команды)".

    Когда же начинать изучение специализированного английского языка, если после 9 класса предполагается, что учащиеся владеют иностранным языком как средством осуществления познавательной деятельности, личной и научной коммуникации? Т.е. предполагается свободное владение специализированным английским. Вот такие ответы дает жизнь.

    Отметив важность МТБ, еще ничего не было сказано ни про современное оборудование, ни про компьютеры, ни про доступ к Интернету, ни даже про такой важнейший инструмент осуществления познавательной деятельности, как учебник. Разумно подобранный учебник решает многое, если не все. В лицее №21, р.п. Кольцово используется линия УМК Spotlight. Какие возможные проблемы будущего специалиста решают эти учебники?

    Анализ характеристик этого УМК показывает, что Spotlight для 2 – 4 класса (1 образовательная ступень) «формирует способности к ведению диалога культур». Spotlight для 5 – 9 классов (2 образовательная ступень) дает возможность «личностного ориентированного обучения» и «использования английского языка как средства изучения других дисциплин». Spotlight для 10 – 11 классов (3 образовательная ступень) последовательно включает учащихся в «полилог культур» и предоставляет  «обращение к знаниям, получаемым школьниками на других предметах» (раздел Across the Curriculum, Culture Corner, Green Corner) [4].

    Продолжая ответ на вопрос о начале специализации, нами предлагается, по примеру создателей УМК Spotlight, начинать  знакомство с различными областями знаний с первой ступени изучения иностранного языка, конечно, учитывая возрастные возможности детей. Это позволит решать не только лингвистические задачи, но и педагогические, и личностные. Ведь, специализация начинается с возможностью знаемого, осознанного выбора. Подготовку школьников к такому выбору мы видим как одну из важных задач обучения на 1 образовательной ступени (в начальной школе). Спецификой 2 образовательной ступени, по нашему мнению, является активное введение учащихся в исследовательскую деятельность и личную коммуникацию средствами английского языка. Сотрудничество в рамках проектов iEARN позволит учащимся пользоваться английским языком и совершенствовать его в действительно реальных ситуациях в отличие от моделируемых на уроке, «приближенных к реальности» языковых ситуациях. Тогда возможно, что ученик 9 класса сможет включиться в работу лаборатории ШМТБ (школа молекулярной и теоретической биологии) на английском языке. На 3 образовательной ступени необходимо искать возможности для изучения английского языка в условиях лицея не только на базовом, но углубленном и специализированном ESP уровнях [5, 6].

    Возможных вариантов несколько. Приведу пример одного из них, по нашему мнению, наиболее оптимального и эффективного, так как, его участниками являются лично заинтересованные и действительно необходимые в данном процессе люди.

    Предлагается проект совместного обучения специализированному английскому языку учащихся 10 – 11 классов лицея и совершенствования языковой компетенции молодых ученых ГНЦ ВБ «Вектор» в рамках спецкурса «Cambridge English for Scientists», английского разговорного клуба и  программ открытых университетов  (Open Yale Cources, edX: Massachusetts Institute of Technology (MIT) and Harvard) [7]. Вот список возможных он-лайн лекций, предлагаемых Йельским университетом:

    • Frontiers of Biomedical Engineering
    • Freshman Organic Chemistry I
    • Principles of Evolution, Ecology and Behavior
    • Environmental Politics and Law
    • The Atmosphere, the Ocean, and Environmental Change
    • Global Problems of Population Growth 
    • Fundamentals of Physics I
    • The Psychology, Biology and Politics of Food

    Имеется не менее обширный список лекций гуманитарного цикла: по психологии, истории, литературе, экономике, социологии.

    Образовательные учреждения, открывающие специализированные биологические, математические, физические, химические классы, должны учесть опыт старейших специализированных учреждений в вопросе гармоничного равновесия точных и гуманитарных предметов. Так, СУНЦ НГУ предлагает своим учащимся выбор из 55 гуманитарных факультативов по литературе, истории, обществознанию, иностранным языкам, выбор одного - двух из них является обязательным каждые полгода. Все выпускники в обязательном порядке сдают государственный экзамен по английскому, немецкому или французскому языку. И это не прихоть, не желание воспитать элитарную прослойку, а необходимость, условие, способствующее более продуктивному обучению и дальнейшему развитию одаренных учащихся, формированию у них компетентностей, востребованных в современном обществе.

     

    Литература

     

    1.     Герасимова Е., Учить для вуза или для жизни: "Курс пекинской оперы", "трудоведение" и "этническая целостность" – какие они разные, эти школьные стандарты, 2012-05-22 / http://www.ng.ru/education/2012-05-22/8_education.html#

    2.     «Независимая газета», «Учить для вуза или для жизни», 22 мая 2012 г. Подробнее: http://www.ng.ru/education/2012-05-22/8_education.html 

    3.     www.iearn.org

    4.     http://www.prosv.ru

    5.     http://dynastybioschool.wordpress.com/about/

    6.     http://oyc.yale.edu/courses

    7.     http://web.mit.edu/newsoffice/2012/mit-harvard-edx-announcement-050212.html

    8.     http://www.edxonline.org/

     

    Views: 138 | Added by: Veranica | Rating: 0.0/0
    Total comments: 0
    Name *:
    Email *:
    Code *: